Образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга (далее - ОП ДО, Образовательное учреждение) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 (далее - ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 №1028 (далее - ФОП ДО).
Цель ОП ДО: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи ОП ДО:
- обеспечение единого содержания ДО и планируемых результатов освоения ОП ДО;
- приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и крепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
ОП ДО включает три основных раздела:
- целевой,
- содержательный,
- организационный.
Дополнительным разделом является краткая презентация ОП ДО, которая ориентирована на родителей(законных представителей) воспитанников.
Целевой раздел включает:
- цели, задачи, принципы формирования ОП ДО;
- планируемые результаты освоения ОП ДО в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ОП ДО; - подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел включает:
- задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
В нем представлены:
- описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП ДО;
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы;
- взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся; - направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел ОП ДО входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает:
- описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации ОП ДО;
- описание организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в Образовательном учреждении;
- материально-техническое обеспечение ОП ДО, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
ОП ДО разработана рабочей группой в составе заведующего Цапаевой Е.А., старшего воспитателя Черкасовой Л.А., воспитателя Рахмановой Н.П., воспитателем Бышовец Е.В.
ОП ДО охватывает следующие возрастные периоды физического и психического развития детей:
ранний возраст (от 1 года 6 месяцев до 3 лет: первая и вторая группа раннего возраста),
дошкольный возраст (от 3 лет до 7: младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО ОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части ОП ДО являются взаимодополняющими.
Обязательная часть ОП ДО разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывая познавательные потребности, мотивы и интересы участников образовательных отношений, возможности педагогического коллектива, ориентируясь на специфику национальных и социокультурных условий в которых осуществляется образовательная деятельность, сформирована на основе методического обеспечения парциальных программ:
«Первые шаги» (Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет), автор Алифанова Г.Т.;
«Добро пожаловать в экологию!», автор Воронкевич О.А.;
«Приобщаем малышей к народной культуре» (третий год жизни), автор Лыкова И.А.;
«Рисуй со мной» (с 1 года до 3 лет), автор Дудко Е.А.
Содержание ОП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Главными целями взаимодействия педагогов Образовательного учреждения с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях Образовательного учреждения и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информирование родителей(законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в Образовательном учреждении;
просвещение родителей(законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
построение взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями), детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и Образовательного учреждения заложены следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы:
Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных:
о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;
планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач.
Просветительское направление - просвещение родителей по вопросам:
особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирования об особенностях реализуемой в Образовательном учреждении образовательной программы;
условий пребывания ребенка в группе Образовательно учреждения;
содержания и методов образовательной работы с детьми.
Консультационное направление - консультирование родителей:
по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи;
об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
о возникающих проблемных ситуациях;
о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста;
о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе.